Как отличить фейковую новость

Увы, платформы пока не научились фильтровать, чем делятся пользователи. И неизвестно, как это будет происходить. Поэтому наш совет – не делитесь информацией, источник которой вы не знаете, даже если увидели ее на странице у авторитетного друга.
Борьба с фейковыми новостями – задача одновременно и невыполнимая, и довольно простая с практической точки зрения. При достаточно наметанном взгляде псевдо-новость можно определить, даже не открывая.
Другое дело, что никакие самые эффективные инициативы не предполагают ничего, кроме ручного опровержения – а это катастрофически неэффективно, если учитывать все более возрастающую интенсивность производства фейк-новостей и изощренность фальсификаторов. Дело в том, что производители фальшивых новостей эксплуатируют неотменяемые свойства человеческой психологии, против которых бессилен самый надежный алгоритм, если таковой когда-нибудь будет изобретен Facebook или Google.

По поводу того, как отличить фальшивую новость от настоящей, уже написана масса руководств по верификации. На самом деле чисто фейковых новостей не так много, но на них попадаются даже крупнейшие новостные агентства. Хотя, чтобы вычислить такую псевдо-новость, надо потратить буквально несколько секунд.

Посмотрите на первоисточник, сайт, на котором она появилась впервые. Часто одного взгляда бывает достаточно, чтобы понять, что это ненадежный источник. У статьи нет автора, а у сайта нет раздела типа «О нас» или About, нет списка сотрудников редакции и их контактов? Это сразу должно вызвать подозрение.

Часто у сайтов, которые являются или притворяются «сатирическими» есть малюсенькая приписка в разделе Disclaimer – дескать, все новости на этом сайте публикуются исключительно ради развлечения. Если вы знаете английский, есть масса сайтов типа snopes.com, которые занимаются разоблачением слухов и фальшивых новостей. Посмотрите, может, подозрительная новость там уже есть.

Всегда полезно посмотреть на техническую информацию о домене. Воспользуйтесь любым сервисом whois – сейчас большинство владельцев доменов пользуются платным сервисом, который позволяет скрывать информацию о владельце, но даже из общедоступной информации можно сделать немало выводов. Например, сайт создан две недели назад, информации о редакции нет, контактов тоже, только анонимная форма для связи (которая никогда не работает) – верить такому, скорее всего, не стоит.

Но куда более распространены не собственно фальшивые, выдуманные от начала до конца «новости», созданные с единственной целью – срубить побольше кликов с легковерных – а продукты журналистской лени, неумения работать с источниками, перевранных цитат и так далее. В российских изданиях, например, очень распространен метод снятия с себя ответственности путем добавления в заголовок что-то типа «СМИ сообщают:...». Часто неотменяемые свойства человеческой психологии, против которых бессилен самый надежный алгоритм, если таковой когда-нибудь будет изобретен Facebook или Google.

Люди верят в «новости» о несуществующих событиях, грубо говоря, потому что они хотят в них верить, потому что это такой защитный механизм, который предохраняет от переизбытка информации. Поэтому никакая борьба с фейками – а она уже превращается в полноценную отрасль медиаиндустрии – не будет эффективна до тех пор, пока сам потребитель новостей не сделает для этого сознательное усилие.

В общем, самый простой совет – прежде чем делать перепосты или слать друзьям, не поленитесь заглянуть в первоисточник этой новости. Возможно, это просто сайт, который специализируется на вирусных псевдо-новостях о несуществующих событиях. Или это странное, никому не известное издание, и мнение одного из его авторов (или владельца и единственного автора) выдается за «мнение СМИ».

Навык работы с источниками вырабатывается довольно быстро, и он крайне полезен в практическом смысле – человечество и так каждый день сталкивается с беспрецедентным потоком информации, и в будущем этот поток будет только усиливаться.

Итак, Fake news бывают следующих типов:

    Ложная связь. Заголовки, изображения или содержание, откровенно противоречащие содержанию
    Ложный контекст. Когда оригинальный контент вписан в ложный контекст
    Манипуляционный контекст. Когда оригинальная информация или изображения преподнесены так, чтобы спровоцировать реакцию
    Сатира и пародия. Нет очевидной цели навредить, но - одурачить
    Сбивающий с толку контент. Заведомо некорректное использование информации с целью сформировать вопросы для читателя, вызвать недоумение или другую эмоцию
    Контент-самозванец. Оригинальные источники обезличены.
    Сфабрикованный контент. С нуля придуманный контент, созданный с целю навредить.

Новости

2020-09-07 10:52

Образовательные семинары Экспертной Медиашколы не за горами

За прошедшие несколько месяцев Экспертная медиашкола изучила новые вызовы, стоящие перед современным информационным пространством и проанализировала проблемы, обнажившиеся с волной фейковых новостей, стартом которых послужила череда событий 2020 года. Результатом проведенной работы стала обновленная образовательная программа, а ее реализация уже не за горами: совсем скоро участники медиашколы соберутся в Архызе

2020-03-20 13:07

Аккаунты в соцсетях и российские медиа ведут «кампанию по дезинформации» на нескольких языках стран ЕС и пытаются нагнетать «сомнение, панику и страх» и подорвать доверие общества к системам здравоохранения стран ЕС

Об этом заявила Европейская служба внешнеполитической деятельности (EEAS), которая совмещает в ЕС функции внешнеполитического ведомства и реализует общую для Союза политику безопасности и обороны. Ее доклад цитирует газета The Financial Times.

Все новости